АБДРАШИТОВ Вадим. Кино может сохранить общую культуру

В Москве в Киноцентре завершён XV юбилейный Форум национальных кинематографий

Форум даёт представление о том, что было сделано за год в сфере кино в странах СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Принципиальная его новизна: на нём работало жюри во главе с кинорежиссёром Вадимом Абдрашитовым.

- Вадим Юсупович, во взаимоотношениях со странами СНГ и Балтии сегодня именно культура, кино оказывается наиболее прочной опорой, минимально подверженной колебанию политических обстоятельств. Не потому ли так важен форум?

В.А.: - Безусловно! И я был приятно удивлён его программой: столько серьёзных, именно не скучных, а серьёзных, честных, хорошо сделанных картин, чего я, признаться, не ожидал. Картин игровых, документальных, художественно-документальных. Документалистика, как и в российском кино, впереди (это видно и по награждённым фильмам), она мощнее врезается в жизнь, о которой пытается сегодня рассказать. Но и игровое кино не разочаровало: все 4 приза наше жюри присудило практически единогласно - это документальный фильм Наны Джанелидзе «А есть ли там театр?» (Грузия), художественный «Презумпция согласия» азербайджанца Фархота Абдуллаева (Россия), «Граница», документально-игровая лента Арутюна Хачатряна (Армения - Нидерланды), и «Дела семейные» - документалистика из Латвии Андриса Гауя.

 - Я была на премьере именно этого последнего замечательного фильма, и было так досадно: молодой режиссёр специально прибыл на один день из Риги, чтобы представить свою работу, а в зале - 15 человек! И я понимаю, что и в дальнейшем фильм вряд ли кто-то у нас увидит.

В.А.: - Вот это самый больной вопрос! Вспомните, в СССР каждый (!) фильм, сделанный на его территории, имел определённое количество копий, и его можно было посмотреть в любом населённом пункте страны, где была «киноточка». Та система кинопроката разрушена давно и бесповоротно. И вот что мы имеем - фильмы наших ближайших соседей в России не показываются вообще, да и российские в большинстве своём тоже (в отличие, кстати, от изобилия, чтобы не сказать засилья в прокате кино соседей дальних). Но есть же телевидение со множеством каналов - «Столица», «Мир», «Культура» и пр. Однако даже если говорить конкретно только об этом, XV, юбилейном, между прочим, форуме, а это единственный на сегодняшний день ежегодный киносмотр работ из бывших республик Союза, - где реклама, информация элементарная, анонсы? Я уж не говорю о показах хотя бы награждённых картин. А интереса у властей к форуму, получается, никакого. Вот и выходит - москвичи, любящие кино, интересующиеся кино, попросту не знают, не имеют информации! Но если бы они знали, я уверен, уж зал Киноцентра был бы заполнен, тем более что билеты-приглашения бесплатные.

Вот и бьётся одна Конфедерация (Форум национальных кинематографий рождён и проводится Конфедерацией союзов кинематографистов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и Госфильмофонда РФ, государств - участников Содружества. - Авт.), пытаясь не дать распасться окончательно постсоветскому кинопространству. Но этого же явно мало! А ведь кино - это такой, я бы сказал, удобный вид искусства для сохранения нашего общего культурного пространства. Это не то, что организовывать гастроли, перевозить картины, переводить книги и издавать их. Привезти и показать фильм из одной страны в другую - чего, казалось бы, проще? Вот и пытаются кинематографисты сами поддерживать своих ближних соседей-коллег, сохранять это пространство культуры. Не формально, не для галочки, как это, многие помнят, бывало порой в СССР, а потому что есть, не исчезла реальная и насущная потребность и у нас, и у кинодеятелей бывших республик в общении, в обмене, во внимании коллег. Это есть и у молодых, а не только у старших, у кого остались и дружба, и память, и ностальгия. Хорошо, что есть фестивали национального кино - в Казани, в Анапе, «Листопад» в Минске, «Золотой абрикос» в Ереване… А должна быть в этой сфере продуманная, перспективная программа на московском да и на федеральном уровне.

- Но такая программа есть - основных мероприятий сотрудничества государств - участников Содружества в области культуры, правда, лишь до 2011 года, в неё входит и форум.

В.А.: - Значит, она не работает или работает недостаточно эффективно - я опять же говорю о пропаганде, анонсировании, о привлечении внимания широкой аудитории к подобным мероприятиям. Знаете, я не специалист по национальному вопросу…

- А по паспорту вы как записаны?

В.А.: - Татарин, по отцу, мама у меня русская, а вот брат по паспорту русский. И дочь моя Нана - тоже, хотя её мама, моя жена Нателла Тоидзе, - грузинка. Такой вот у нас «домашний интернационал». Тем не менее повторяю, в национальных проблемах я не специалист, да и меня они ни в быту, ни в учёбе, ни в работе никогда не касались. Мой отец был военный, семья наша жила во многих местах, родился я в Харькове, учился в железнодорожном техникуме в Алма-Ате, окончил Московский физтех, потом работал в столице на заводе, поступил во ВГИК, где учились тоже «дети разных народов». Нет, никаких сложностей в плане национальных проблем я не испытывал. Моя национальность, фамилия мне не мешали и не помогали. Я православный, и дети мои тоже, и внуков крестить собираемся. И с супругой мы обвенчаны.

- Но вы давно обосновались в Москве и наверняка не можете не замечать всё более обостряющейся ситуации с неконтролируемым нашествием мигрантов. Здесь и специалистом быть не нужно.

В.А.: - Разумеется, не замечать эту ситуацию невозможно. И она из-за, как вы выразились, «нашествия мигрантов» взрывоопасна, чревата постоянными конфликтами, что мы и имеем почти ежедневно. Потому что действительно никем не контролируема, не регламентирована, не введена в какие бы то ни было правовые, социальные, юридические рамки. Я, например, не понимаю: вот шёл таджик со стройки в общежитие и упал, ему стало плохо. Что дальше? Имеет ли он право по «скорой» лечь в больницу? Лечиться там? Сделать операцию? Получить больничный? Есть ли вообще у него медстраховка? Где наблюдаются беременные мигрантки, где они рожают и как врачи наблюдают затем новорождённых? Как обстоят дела с дошкольниками и школьниками, детьми мигрантов?

- Известно из статистики, что в Москве есть школы, где почти половина учеников - дети мигрантов, а первоклассники почти не знают русского языка.

В.А.: - Вот именно! Здесь одни проблемы, они есть и в европейских странах, и их пытаются цивилизованно решать. А то раздражение, которое они вызывают на московских улицах, в общественном транспорте, если и не может не возникать у некоторых москвичей, то скорее основано именно на непонимании - как они существуют в нашем городе? От непонимания и неосознанное чувство опасности, от них якобы исходящее. Уж если в цивилизованных государствах, во Франции и Англии, произошло такое (я имею в виду конфликты между мигрантами и коренным населением), то чего уж ждать у нас… Пока - хаос, такое вот «накопление пороха».

- Распался Союз, и «разворошили муравейник», все эти проблемы и «проросли» на нашу же, российскую голову.

В.А.: - В принципе ситуация парадоксальная: во всём мире идёт процесс интеграции, а у нас похоже на распад по этническому признаку! Это же бред, атавизм! Этот развал, не распад, был выгоден в первую очередь некоторым политикам - и у нас, и на местах. Несомненно, Союз можно было бы сохранить - на других основах, а если и расформировать, то постепенно. Да и народы, уверен, за исключением, может быть, радикально настроенной Прибалтики, были против, но ведь никаких референдумов в республиках не проводилось. Словом, я лично так и не понял, что такого явно позитивного принесло уничтожение Союза? Какой, грубо говоря, здесь «навар»? Ради чего мы расстались с собратьями по нему? А вот проблем и забот стало явно больше и у нас, и у них.

Интересные факты

Абдрашитов Вадим Юсупович (род. 19.01.45).

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1974). Режиссёр киностудии «Мосфильм», педагог ВГИКа. Лауреат Государственных премий РСФСР (1984) и СССР (1991), премии Ленинского комсомола (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1992).

Режиссёр фильмов: «Остановите Потапова!», «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури».

"СтоЛичность" (приложение "АиФ")

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:19

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International