МАКАГОНОВА Халидэ. Право на полет

Сегодня каждый знает, кто такие Марат Сафин и Алина Кабаева, но мало кто сможет назвать Вам имя абсолютной чемпионки мира и Европы по высшему пилотажу. Этот вид спорта не является олимпийским, к тому же он сравнительно молод. Успехов в нем добиваются лишь люди сильные духом, целеустремленные и выносливые — такие, как Халидэ Макагонова.

Порой даже незначительные подробности биографии выдающихся людей важны. Они помогают понять путь к успеху. У Хусяина абый — уроженца села Медяны Нижегородской области и Ханифы апа — уроженки села Чембилея Нижегородской области выросли замечательные, трудолюбивые дети: Рафик, Раис, Хасана, Халидэ, Харис.

На первый взгляд, в жизни Халиды не было ничего особенного. Московская школьница с детства мечтала о небе, зачитывалась книгами об авиаторах, любила фильмы о летчиках. В тринадцать лет она определила свою жизненную цель: стать летчиком. Халидэ занималась в Московской летной школе, затем поступила на самолетное отделение аэроклуба, куда ее, кстати, взяли не сразу. Неудачи часто укрепляют решимость. Через год девушка вновь появилась в аэроклубе и сказала: «Я приходила к вам в прошлом году, и вы мне отказали. На этот раз я не уйду. Буду у вас летать». Это неожиданное для нее самой решительное заявление, видимо, произвело впечатление на руководство клуба. Ее приняли. И Халидэ доказала: она имеет право на полет!

Читайте интервью Халидэ Макагоновой в нашем журнале.

ДОСЬЕ

Макагонова Халидэ Хусяиновна - Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. Заслуженный мастер спорта СССР, судья международной категории. Имеет выдающиеся спортивные достижения. Чемпионка мира (1984, 1986, 1990г. г.), чемпионка Европы (1985, 1987г.г.); абсолютный победитель международных соревнований социалистических стран (1985, 1988г.г.); абсолютный победитель кубка Австралии (1986г.). Многократный призер чемпионатов мира и Европы. Демонстрировала высшее летное мастерство на авиашоу в Жуковском, Тушино, США, Берлине, в ОАЭ, Англии, Исландии, Португалии, Австралии и др. (1984 – 2009г.)

В 1998 году была организатором и участником (в качестве пилота) Российско-Американского перелета, посвященного 60-летнему юбилею полета по маршруту легендарного экипажа В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой: Москва – Дальний Восток.

За свою карьеру в авиации Халидэ Хусяиновна освоила более двадцати типов самолетов. Общая продолжительность ее полетов — более пяти тысяч часов. В настоящее время Халидэ Макагонова — единственная женщина в России, возглавляющая Авиационно-учебный центр (АУЦ) гражданской авиации «Скай Вижн». В распоряжении АУЦ современные самолеты и вретолеты. Занятия ведут высококвалифицированные специалисты: заслуженные летчики-испытатели, неоднократные чемпионы Европы и мира, заслуженные мастера спорта. С 1984 по 2009 годы Халидэ Макагонова подготовила боле 100 авиационных курсантов, среди которых есть чемпионы мира, пилоты гражданской авиации, авиационные спортсмены.

В качестве Генерального секретаря Федерации авиационного спорта России Халидэ Макагонова проводит большую работу по координации деятельности с Международной авиационной Федерацией. Клуб женщин летных специальностей «Авиатрисса», президентом которого является Макагонова, — общественная организация, объединяющая женщин-членов летных экипажей и спортсменов авиационных видов спорта. Клуб насчитывает более 400 человек. Халидэ Макагонова провела четыре Международных конференции женщин летных специальностей, в которых приняли участие женщины-летчицы Украины, США, Италии, Греции, ЮАР, Кореи и других стран. Она ведет большую работу по укреплению мира, взаимопонимания между народами, сотрудничая с авиационными организациями женщин пилотов Европы и США «Women in Aviation», «The Ninety Nines, Inc.», с «Союзом женщин России», «Московским Фондом мира».

С 2006г. по настоящее время - генеральный секретарь Общероссийской общественной организации «Федерация авиационного спорта России», проводит работу по координации деятельности федераций по авиационным видам спорта с Международной авиационной федерацией (ФАИ).

 

Халидэ Хусяиновна, как родилась Ваша любовь к авиации, мечта стать летчиком?

Я родилась в Москве. Это время было благодатным! Наша страна с энтузиазмом осваивала авиацию, открыв всем дверь в космос полетом Юрия Гагарина. Молодежь мечтала о полетах: занималась в ДОСААФ  - летала на вертолетах, самолетах, планерах, прыгала с парашютом. Многие занимались авиамоделированием, учились стрелять в тирах . Моя свекровь, к примеру, была "Ворошиловским стрелком",  прыгала с парашютом, хотя по специальности она врач. Мы хотели в жизни побед, утверждения своей личности, мы хотели уважать себя за  достижения!

Кто-нибудь из Ваших родных имел отношение к авиации?

Нет, никто не имел.

Не отговаривали ли родные от поступления в авиационный институт?

Нет! Напротив,  радовались, что я поступаю в авиационный. Хотя, конечно, с первой попытки не удалось поступить. Раньше конкурсы в такие институты были очень высокими.

Сколько было девушек на курсе? Как относились к Вам ребята?

Вы удивитесь, но девушек было много, больше, чем мальчишек. Относились к нам без особенностей -  как молодые студенты, без высокомерия, помогали с заданиями.

Как мужчины реагировали на то, что Вы превосходите их в профессионализме?

В целом, хорошо. Ведь в принципе, мы, женщины, в авиационном спорте - высшем пилотаже,  не были для них конкурентами. Мужской зачет шел отдельно от женского. Хотя были случаи, когда результаты по баллам у некоторых женщин превосходили  мужские результаты чемпионов мира. Это говорит о том, что женщины в этом виде спорта имели очень высокую профессиональную подготовку.

Вы помните свой первый полет? Какие были чувства?

Как ни странно, но первый полет был для меня просто очередным трудным экзаменом. Я боялась сделать что-то не так. Я ничего не видела, кроме показаний приборов, которые я, согласно летной инструкции, старалась  поддерживать в допустимых пределах.  А радость и восхищение я испытала уже в первом самостоятельном полете!

Что самое сложное в Вашей профессии для Вас?

Преодоление! Были моменты, когда я задавала себе вопрос: зачем я так изнуряю себя, зачем переношу эти невыносимые перегрузки? Организм постоянно сопротивлялся! Он не хотел долго висеть вниз головой, гонять кровь с большими перегрузками то к голове, то к ногам,  были кровоизлияния сосудов... Долго я шла к тому, когда полеты стали, наконец, доставлять мне радость в плане безупречного исполнения, ощущения свободы, когда я была уверена, что смогу сделать вместе с самолетом все, что захочу. 

Что значит смотреть на мир с высоты птичьего полета?

Все земные проблемы остаются на земле. Открываются красоты, недоступные пешеходам. Радость видеть все новые и новые картины мира. Облака, которые плывут рядом, - протяни руку... Рассветы и закаты, поля, деревья. Земля становится  чище с высоты. Ощущение единства с высотой!

Вам снятся авиационные сны?

Снятся! То я летаю из пункта А в пункт В, либо участвую в соревнованиях. Иногда должна лететь, объявляют мою фамилию, а я  не знаю программы полета, стараюсь найти "шпаргалку". Вижу землю с высоты полета.

Любите ли Вы татарскую кухню? Есть ли у Вас какие-то «фирменные» семейные блюда?

Люблю очень! Домашняя лапша, беляши или как их правильно называют "перемячи" - жареные пирожки с мясом. Их очень вкусно готовила мама. Когда я была маленькая, было голодно. Нас было пятеро. Три брата и старшая сестра. Мама готовила кисели из геркулеса. Жуть. Только теперь я понимаю, что это была правильная, сытная, полезная еда.

Как Вам удавалось совмещать материнство с Вашей профессиональной деятельностью?

Это самый драматический момент в моей жизни. Мне было очень сложно оставить семимесячного сына   Александре Александровне - моей замечательной свекрови - и уехать на летные сборы. С одной стороны, очень хотелось летать, ведь ушла в декретный отпуск практически на взлете профессионального восхождения. Сын снился каждый день, пока была на сборах, даже плакала по вечерам. Звонила каждый день, узнавала как он.  Дальше было чуть проще. Но все равно, если была возможность, я всегда на выходные уезжала домой, не важно, в каком городе находилась - в Борках, в Киеве, Ессентуках.

Как Ваш сын относится к тому, что мама у него – летчик?

Сын относится очень спокойно, как само собой разумеющееся!

Он тоже стал авиатором?

Петр тоже научился летать, летал самостоятельно на самолете ЯК-18Т. Он продемонстрировал очень хорошие операторские способности и некий летный талант. Но своей профессией не выбрал.

Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься пилотажем?

Высший пилотаж - это очень тяжелый вид спорта. Нужна хорошая физическая подготовка, выносливость,  хорошая реакция, нужны знания по авиационным дисциплинам, чтобы понимать, что происходит с самолетом, когда мы отклоняем рули управления в ту или другую сторону. Быть готовым не только к победам, но и к поражениям, понимать, что они временные. А самое главное - любить этот вид спорта. И всегда ставить перед собой цели, которые чуть выше, чем доступные вам на сегодняшний день.

Назовите самую дорогую Вам победу.

Рождение сына!

О чем Вы сожалеете?

Что жизнь очень короткая!  Она пролетает, как миг. И понимание главного в жизни, умение космически правильно ставить приоритеты, понимание любви, красоты, нежности, доброты в их глубинном смысле иногда приходит позже, чем это нужно в жизни.

Что Вы хотели бы изменить в своей жизни? Хотели бы прожить ее по-другому?

Может быть...  Но обязательно заниматься в жизни любимым делом! Возможно, я могла бы стать спортсменом в другом виде спорта, нашла бы себя в творческой деятельности, музыке, как знать. В любом случае, с полной отдачей. Для меня работать, что ходить на "каторгу",  не приемлемо. Одна из привилегий человека - возможность заниматься творчеством.

Кто для Вас абсолютный авторитет?

Нет абсолютного авторитета. Много людей различных профессий, различного уровня профессионализма привлекают мое внимание и вызывают бесконечное уважение.

Что Вас радует в жизни? Что для Вас счастье?

Счастье иметь семью! У меня есть сын, двое внуков, внучка. Я их очень люблю. И хочется передать им главное,  что я поняла в этой жизни. Я радуюсь их успехам, огорчаюсь неудачам. Но у них своя жизнь. Это новое поколение людей, которые живут в эпоху технического прогресса.  Они умны, быстро схватывают суть, опираются на свой жизненный опыт, активны и бесстрашны. Я радуюсь каждому дню, особенно солнечному. Мир вокруг многообразен и интересен!

Что Вы могли бы пожелать нашим читателям?

Ищите свой путь в жизни! Занимайтесь любимым делом! Не ленитесь. Будьте активны. Ведь необходимо многое узнать, изучить, восхититься!

Здоровья и Любви!

Последнее обновление: 09 сентября 2013, 12:39
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования