Журнал "Сноб": Музыкальные таланты Содружества

 

Прошедшей осенью в одной из своих статей я рассказывала о состоявшемся в зале Чайковского потрясающем и очень теплом вечере памяти дирижера Фуата Мансурова, в котором приняли участие его ученики, коллеги по Большому театру и другие известные исполнители. И в той же статье было упомянуто еще одно событие, носящее имя знаменитого маэстро, - фестиваль "Таланты содружества", который впервые состоялся в мае 2013-го года. Его автором, вдохновителем и художественным руководителем выступил благодарный ученик Мансурова, дирижер театра «Новая опера» Василий Валитов, и его идея оказалась поддержана как деятелями культуры, так и разнообразными государственными организациями от Правительства Москвы до посольств ряда республик Содружества. Хотя значимость и уникальность этого мероприятия не только в том, какие выдающиеся личности стоят за ним, но и непосредственно в его направленности – ведь участники фестиваля отнюдь не именитые взрослые музыканты, в отличие от выступавших на вечере памяти в КЗЧ, а совсем юные артисты. Но если попытаться, фигурально выражаясь, окинуть взглядом все ныне существующие российские молодежные фестивали и конкурсы, то большинство, строго говоря, обнаруживают одну из двух крайностей – это либо узкоспециализированные мероприятия (конкурсы пианистов, органистов, исполнителей на струнно-смычковых и т.п.), либо наоборот слишком «всеобъемлющие» форумы, где представлены номинации от инструментального исполнительства и вокала до хореографии, театрального искусства и даже театра мод, что в конечном итоге получается довольно весело, но не всегда достаточно профессионально. Так что на этом фоне фестиваль «Таланты содружества» оказался наиболее оптимален, приглашая к участию молодых академических музыкантов из стран СНГ, и более того – предоставляя им возможность выступить в сопровождении симфонического оркестра.

И пожалуй, такая продуманность, профессионализм и качество мероприятия в первую очередь обусловлены значительным опытом его руководителя Василия Валитова в сфере реализации молодежных музыкальных проектов. Это в принципе один из немногих дирижеров, кто уделяет огромное внимание детско-юношескому творчеству, проявляя в этом истинное подвижничество. Достаточно сказать, что Василий уже более 13 лет возглавляет созданный в 1994 году Леонидом Николаевым Юношеский симфонический оркестр России, а с 2004 года вместе с этим коллективом реализует важнейший благотворительный социально-культурный проект «Музыка детских сердец», получивший и государственные премии, и что важнее – широкое общественное признание. Зная всё это, уже нисколько не удивляешься, что именно он выступил с инициативой проведения молодежного фестиваля в качестве знака памяти и уважения к личности его великого учителя Фуата Мансурова.

Как и в первый раз, фест проходил в усадебном дворе Государственного музея Пушкина – светлом зале, который хоть не очень большой (разместить там можно максимум 500 человек), зато отличается хорошей и приятной акустикой. Помимо Юношеского оркестра под управлением Валитова свой вклад в подготовку мероприятия внесло Полномочное Представительство Республики Татарстан, посольства Азербайджана, Казахстана и Башкортостана, Московская Консерватория и Правительство Москвы, а также в нынешнем году в качестве партнера и спонсора фестиваля выступило ОАО «МСУ-1». Представители всех этих организаций тоже присутствовали на концерте, несмотря на то, что 20 мая было будним днем и при том очень душным и жарким, но даже перспектива трехчасового концерта никого не отпугнула, напротив – атмосфера в зале царила очень дружелюбная и праздничная!

Музыкальная программа вечера отличалась разнообразием и даже некоторой пестротой, хотя без всякой эклектики, - всё было обусловлено в первую очередь возможностями юных солистов, которым после каждого выступления вручались почетные дипломы и памятные фестивальные призы. К слову, в этом году помимо исполнительских были введены две новые номинации участников – «композитор» и «дирижер». В первой номинации успешно выступил известный татарский сочинитель (а также мультиинструменталист и экспериментатор, работающий в самых разных жанрах) Радик Салимов. Юношеский оркестр исполнил «Элегию» и «Фанфары» из его нового, созданного в 2014-м году произведения – Казанской сюиты, в которой сам автор солировал на этническом инструменте – курае. А в качестве дирижера предстал молодой ассистент Валитова – Азамат Аппаков, под чутким руководством которого оркестр исполнил переложение лирико-меланхоличных Гимнопедий Эрика Сати.

Участников-инструменталистов было шестеро, а еще один вокалист и даже хоровой коллектив «Вдохновение» московской музыкальной школы № 96, руководитель и дирижер которого – Елена Атлас – также получила почетный диплом фестиваля. Невзирая на то, что хор детский, ему подвластны весьма сложные произведения, да к тому же он является лауреатом более десяти известных конкурсов, - и свой статус этот коллектив подтвердил, исполнив с оркестром знаменитый (и теоретически рассчитанный скорее на взрослый состав) хор иудейских рабов «Va, pensiero» из оперы «Набукко». Впрочем, остальные солисты по качеству выступлений от хора не отставали, смазанное впечатление оставил лишь азербайджанский баритон Рамазан Рамазанов, который выбрал для исполнения речитатив и ариозо Ксеркса из одноименной оперы Генделя (к слову, эту шлягерную вещь обычно поют контратенора или тенора, а слышать в ней баритона было необычно). И то ли из-за волнения, или, возможно, недостаточного количества репетиций Рамазан прозвучал в этом произведении не очень уверенно – наляпал лишних нот, да и верха были плосковаты. Скорее всего дело в том, что это просто не его репертуар, тем не менее, юноша допел арию до конца и держался достойно.

Помимо Рамазана на фестивале Азербайджан представляла победительница многих международных конкурсов, в том числе конкурса имени Николая Рубинштейна в Париже, пианистка Назханым Дадашева, исполнившая с оркестром первую часть из соль-минорного концерта Сен-Санса. А участниками от Татарстана, Казахстана и Башкортостана были музыканты-струнники – соответственно виолончелист Камиль Мухаметдинов с программной пьесой Чайковского «Пеццо-каприччиозо», скрипачка Жибек Мусургалиева, сыгравшая виртуозную миниатюру Баццини – «Хоровод гномов», но наибольший отклик у публики вызвало выступление самого взрослого из участников – башкирского скрипача Ильшата Муслимова, чья блестящая интерпретация известнейшего произведения Сарасате «Цыганские напевы» вкупе с колоритной, соответствующей произведению, внешностью артиста никого не оставили равнодушным! Столь же яркое впечатление произвела игра московской флейтистки Алии Водовозовой, которая выступила с одним из наиболее часто исполняемых сочинений флейтового репертуара – «Венгерской пасторальной фантазией» Франца Допплера. Неожиданность ждала зрителей, когда ведущий вечера Пётр Татарицкий начал перечислять многочисленные премии и достижения участницы из Петербурга – арфистки Алисы Садиковой, и все уже настроились, что это должна быть взрослая девушка, но каково было изумление публики, когда на сцене появилась очаровательная девочка лет десяти, эдакая феечка в пышном платье, в два раза меньше, чем ее сложнейший инструмент! А когда Алиса заиграла «Фонтан» Цабеля, то стало ясно, что малышка вполне даст фору многим взрослым профессиональным арфистам и что не зря она еще четыре года назад получила гран-при на международном конкурсе в Нью-Йорке.

Своим участием поддержали фестиваль и оперные звезды – солисты Большого театра, некогда работавшие с маэстро Мансуровым, Зураб Соткилава, Олег Кулько и Елена Зеленская. Зураб Лаврентьевич, хоть и не репетировал с оркестром, но всё же решился выступить под аккомпанемент фортепиано, и в итоге пел больше всех – арию «Родриго» Массне, грузинскую и неаполитанские песни. Правда, как и в случае со многими вокалистами его возраста, было очевидно, что артист использует всевозможные приемы, чтобы сохранить голос… Верхние ноты берет криком, поет на связках, прокашливаясь в паузах. Тем не менее, публика принимала его очень тепло, в том числе и из уважения к его прошлым заслугам и вкладу в оперное искусство. Что касается Народного артиста Олега Кулько, мне всегда не очень нравилось, что в его исполнении из всех динамических оттенков планомерно преобладает «форте», как и в этот вечер в «Плаче Федерико» из «Арлезианки» Бизе и в Песенке Герцога из «Риголетто», хотя в целом это было сделано на довольно высоком уровне. И совершенно дивно выступила одна из ведущих солисток БТ – Елена Зеленская, драматически насыщенные партии Тоски и Аиды – это определенно ее репертуар, в котором она звучит очень впечатляюще.

Безусловно, нельзя не упомянуть и о симфоническом номере программы – исполнении Юношеским оркестром увертюры из музыки Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт» в прекрасной и самобытной дирижерской интерпретации Василия Валитова!

И таким образом, я думаю, можно с уверенностью сказать, что в этот фестивальный вечер не просто состоялись выступления и была представлена определенная программа, а была символическим образом реализована связь музыкальных поколений благодаря выступлению на одной сцене знаменитых артистов и совсем юных солистов из разных регионов и стран, которых объединило творчество великого дирижера Фуата Мансурова, а также старания и талант его ученика и последователя Василия Валитова.


Дарья ПИСЬМЕНЮК

Последнее обновление: 29 мая 2014, 17:36
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования