Даниловское мусульманское кладбище – имена, памятники, история татарской Москвы

"Собирались мы также на Татарском кладбище, среди старых плит; весной там цвели одуванчики, курослепы".

Илья Эренбург. «Люди. Годы. Жизнь». 1960 год (о тайных встречах московской социал-демократической молодежи в 1907 году)

 

«Они находят могилу Асиной прабабушки, той самой, которая сперва лишилась мужа, а потом потеряла на фронте трёх сыновей — и только Абдурахман остался жив»

Альбина Абсалямова. «Ася смотрит в небо». 2015 год.

Даниловское мусульманское кладбище – имена, памятники, история татарской Москвы

Даниловское мусульманское кладбище – одно из самых старинных татарских мест Москвы, основанное еще в 1771 году. Свидетель и хранитель истории общины, одно из колоритных столичных мест. В этом году ему исполняется 245 лет.

Издревле в Москве функционировало Татарское кладбище за Калужскими воротами. Однако в 1771 году в столице свирепствовала чума, и общее число погибших приближалось к 60 тыс. чел., в связи с чем, по указанию императрицы Екатерины II было запрещено производить захоронения умерших в черте Москвы. В тот год за городскими заставами были основаны новые, такие известные московские кладбища, как Ваганьковское, Калитниковское, Пятницкое, Рогожское, Преображенское и др. Всего было образовано 7 больших православных, 2 старообрядческих, а также армянское, еврейское и татарское кладбища. Даниловское мусульманское кладбище тогда представляло собой отгороженный от Даниловского русского кладбища отдельный участок земли размером приблизительно 150 на 100 саженей (320 на 213 м – т.е. 6,8 га). Одновременно, прекратились захоронения на старом кладбище за Калужскими воротами в районе Крымского вала; следов от старого кладбища не осталось.

На Даниловском мусульманском кладбище сохранились памятники, относящиеся к концу XIX – началу XX вв. Они расположены на семейных участках известных в дореволюционной Москве татарских купеческих династий — Ерзиных, Вергазовых, Ширинских, Девишевых и других. В частности, здесь в 1911 году захоронен купец-меценат Салих Ерзин, построивший на свои средства в 1904 году Московскую Соборную мечеть. Салих Ерзин оплатил и возведение вокруг кладбища кирпичной стены, разобранной в 1940-е гг. время. Ерзинский участок – один из наиболее заметных на Даниловском мусульманском кладбище. На Ерзинском участке похоронена жена Салиха Ерзина – Айнель-Хаят Шакулова, принадлежавшая к роду касимовских сеидов – потомков пророка Мухаммеда.

В 1913 году на Даниловском мусульманском кладбище был похоронен имам-хатыб мечети на Большой Татарской ул. (ныне Исторической мечети) Хайретдин Агеев, о смерти и похоронах которого сообщили практически все московские газеты. На траурных мероприятиях присутствовал московский градоначальник А.А. Адрианов; в похоронах участвовала группа мусульман — юнкеров Александровского военного училища. Неподалеку сохранился примечательный участок литовских татар-дворян - Якубовских, Кричинских, Ильясевичей. В конце 1930-х гг. образовался небольшой семейный участок караимов (то есть, немусульман), получивших разрешение на захоронение у татарских имамов, в связи с ликвидацией караимского участка Дорогомиловского кладбища.

В разные годы на Даниловском мусульманском кладбище были похоронены: имам-хатыбы Московской Соборной мечети Бедретдин Алимов, Камаретдин Салихов, Ризаутдин Басыров, муэдзины Абдурахман Алимов; Шейхульислам Салямов; педагог и переводчик Шариф Сюнчелей; писатель-фронтовик Махмуд Максуд; революционер Шаймардан Ибрагимов; Герои Советского Союза Алимкай Абдершин, Вениамин Альбетков, Абдулихат Аббасов; разведчик Шамиль Хамзин; чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки Шазам Сафин; первая татарская женщина-математик, выпускница Сорбонны Сара Шакулова; певицы Наила Рахматуллина и Саида Девишева; филолог-германист Энвер Макаев; мемуарист Рауза Кастрова и др. В 2000 году был торжественно похоронен народный артист СССР, известный танцовщик Махмуд Эсамбаев.

На Даниловском мусульманском кладбище в разные периоды, имелись собственные неофициальные имамы, проводившие ритуал мусульманских похорон, читавшие погребальные и поминальные молитвы. Если можно так выразиться – Даниловское всегда было и остается одним из наиболее живых мест на татарской карте Москвы. Татарская речь, обмен новостями, знатоки обрядности, читающие молитвы. Колоритное место - одновременно старомосковское и восточное, спрятанное в малоэтажных кварталах Рощинских и Верхнемихайловских проездов, вблизи Донского монастыря.

Так, в 1940-52 гг. религиозные обряды здесь исполнял Ибрахим Акмалетдинович Гаитов (1885-1973), уроженец татарского села Телекеево (ныне Илишевского района Республики Башкортостан), получивший религиозное  образование в сельском медресе, и служивший имамом в этом селе до 1929 года. Ибрахим Гаитов официально являлся комендантом кладбища, и многое сделал для создания ритуальных построек и огораживания некрополя.

Ныне похоронные и поминальные обряды на Даниловском мусульманском кладбище также проводятся в строгом соответствии с мусульманскими традициями; работает штат имамов, уполномоченный Московской Соборной мечетью.  На Даниловском мусульманском кладбище существует специальное ритуальное помещение.

На памятниках, установленных на Даниловском мусульманском кладбище в советское время, часто указывается название сел или деревень, где родились захороненные. Подобное явление, распространенное и на других мусульманских участках московских кладбищ, особенно характерно для татар — выходцев из Нижегородской и Пензенской обл., Мордовии и показывает, как незавершенность процесса урбанизации московских татар, так и значительное влияние субэтнического и земляческого фактора в их идентификации.

Во второй половине XX в. были открыты новые мусульманские участки на кладбищах Москвы и Подмосковья, а Даниловское мусульманское кладбище постепенно приобретало статус закрытого (здесь стали хоронить только на участках, где уже покоились родственники). В начале 2000-х. гг. территория Даниловского мусульманского кладбища значительно расширилась вдоль течения реки Кровянки, где образовался новый участок. Помимо татарских захоронений, составляющих основу некрополя, в последнее время появилось могилы вайнахов, азербайджанцев и представителей других мусульманских народов.

Несмотря на появление новых мест захоронения мусульман в Москве, Даниловское мусульманское кладбище сохраняет статус главного мусульманского кладбища столицы. На Даниловское часто приходят любители московской истории, арабской и старотатарской эпиграфики. 2 мая 2015 года на Даниловском впервые прошла коллективная экскурсия, организованная Духовным управлением мусульман Москвы и Московским исламским колледжем. Ежегодно весной, мусульманская молодежь Москвы и благотворительный фонд «Закят» проводят на Даниловском акцию «Дань памяти предкам» по уборке некрополя.

Марат Сафаров, кандидат педагогических наук

Последнее обновление: 13 января 2016 г., 10:44

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International