«Рудольф Нуреев. Мятежный демон»

16 марта 2018 г., пятница

17 марта мир празднует 80-летие со дня рождения великого артиста балета - Рудольфа Нуреева. А 6 января 2018 года исполнилось 25 лет со дня его смерти.

В день 80-летия знаменитого танцовщика и балетмейстера в Москве покажут документальный фильм «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (кинокомпания «Свой почерк», 2012 г.).

Киноленту представят съёмочная группа и  народный артист России Андрис Лиепа, принявший участие в съемках.

Съемки фильма проходили в Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и Париже при поддержке Министерства культуры РФ. В ленте использовано более 50 часов рабочего материала, отснятого создателями в виде интервью с друзьями и коллегами Рудольфа Нуреева.

Показ пройдет в Московской государственной академической филармонии.

Начало в 17:00.

Билеты можно приобрести по ССЫЛКЕ

Адрес: ул. Олимпийская деревня, 1 (виртуальный зал).

 

ПТИЦА ПО ИМЕНИ СВОБОДА

Рудольфа Нуреева называли Дьяволом и Чингисханом. Его боготворили и боялись. Танец Нуреева сводил с ума поклонников, а его прыжок до сих пор никто не в состоянии повторить. Однажды публика аплодировала ему сорок  минут стоя, а занавес поднимался 89 раз. Это стало достоянием Книги рекордов Гиннеса. Всего Нуреев исполнил 120 балетных партий и снялся в 29 фильмах.

«Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда. Однако мне представляется, что мы более вялые, чем русские, более чувственные; в нас некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность наших предков, этих великолепных худощавых всадников. Мы - странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских; вероятно, именно поэтому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского. Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин - хороший комплекс звериных черт, - и это то, что есть я".

 (Рудольф Нуреев. "Автобиография")

Имя Нуреева часто оказывалось притчей во языцех, и он сам давал к тому поводы: то своими шумными вечеринками, то неуемной страстью к роскоши, то железной хваткой, с которой вел дела. Он всегда поступал так, как считал нужным, пренебрегая общепринятыми нормами, частенько мог выругаться по-татарски и уйти, хлопнув дверью. Однако когда Нуреев выходил на сцену, ему прощалось все.

Нуреев — танцор от Бога, хотя профессионально стал заниматься балетом довольно поздно — в 16 лет. Когда Рудик учился в первом классе, мама купила на Новый год билет в Уфимский оперный театр, на балет. Мальчуган был зачарован. Им овладела абсолютная убежденность, что он рожден танцевать.

Весна 1961 года. Рудольф Нуреев в составе труппы Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (так назывался в советское время Мариинский) готовится к гастролям в Европу. Нуреев работает над репертуаром — соло в «Баядерке», Альберт в «Жизели», Дон Кихот в одноименном балете, Андрий в «Тарасе Бульбе», Голубая птица в «Спящей красавице». К последнему образу Рудольф относится особенно трепетно: именно в нем он видит отражение своей сущности, идеи жизни, своего характера. «Я хотел изобразить птицу, обуреваемую сильным желанием вырваться на свободу, улететь и увидеть мир... Я хотел показать птицу, искушаемую таинственным соблазном», — напишет Рудольф потом. В сущности, в этом танце он хотел изобразить самого себя — гордого, сильного и жаждущего свободы.

Нурееву не раз приходилось поступать наперекор обстоятельствам. 17 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, он отказался покинуть Францию, став одним из самых знаменитых "невозвращенцев". Как сам танцовщик пояснил в «Автобиографии», тогда он совершил «самый длинный, самый волнующий прыжок за всю карьеру». На Западе его восприняли как артиста, выбравшего Свободу. Этот поступок, вызвавший восхищение за границей и проклятие на родине, стал символом всей жизни Рудольфа Нуреева.

Появление Нуреева на Западе было подобно взрыву, весь мир был поглощен волной "рудомании", коронованные особы преклонялись перед ним и искали его дружбы. Гениальный танцовщик "с татарской кровью и русской душой", он все же остался величайшей тайной балета, полностью разгадать которую не удалось никому, и, возможно, не удастся уже никогда.

Считается, что именно Нуреев изменил отношение к мужскому балету. Своим танцем он воспел красоту мужского тела, "выпустил на свободу" эротику в танце, не желая скрывать изящные линии тела под нелепой одеждой. Нуреев добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действа, способным создать самостоятельный сценический образ.

70-80-е годы — расцвет творчества Рудольфа Нуреева. Сбылась мечта, которая когда-то позвала Птицу за собой, — танцевать что хочет, и где хочет, выступать в самых разных уголках планеты. Голова идет кругом от одного взгляда на его расписание: вечером спектакль в Париже, назавтра с утра репетиция в Лондоне, послезавтра гала-представление в Монреале, еще через двое суток начинаются гастроли в Токио, потом два вечера в Буэнос-Айресе, турне по Австралии, телевизионная съемка в Нью-Йорке...

С 1983 по 1989 гг. Рудольф Нуреев был художественным руководителем балета парижской Гранд-опера. Успешно ставил балеты классического наследия, именно в годы его руководства балетная труппа Гранд-опера становится лучшей в мире.

Впервые после "побега" побывать на родине Нурееву удалось только в 1987 году, когда он приехал проститься с мамой. В Казани, родном городе матери, Рудольф Нуреев был дважды в 1992 году — в марте и мае, всего за шесть месяцев до смерти. В этом городе он дебютировал как дирижер симфонического оркестра и как дирижер оркестра оперного театра. Тогда же у Рудольфа Хаметовича попросили разрешения присвоить его имя Казанскому балетному фестивалю. Он ответил согласием.

Рудольф Нуреев ушел из жизни 6 января 1993 года в возрасте 54 лет. Почти все свое состояние он оставил двум балетным фондам, учрежденным им в Европе и Америке.

Могила великого танцовщика Рудольфа Нуреева находится во Франции, на кладбище в Сент-Женевьев де Буа. Надгробие оформлено в виде восточного ковра, привлекающего взгляды прохожих блеском многоцветных камней. По утрам над последним пристанищем великого гения летают стаи птиц. И кто знает, возможно, среди них есть и душа его Птицы Свободы, наконец-то освободившейся от всех земных оков.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International