Жизнь в музыке. К 90-летию композитора Сайяра Хабибулина.

14 января 2021 г., четверг

Музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что мы ее принимаем как нечто должное, не замечая, не задумываясь, что у нее есть автор – композитор.

Жизнь и творчество Сайяра Хабибулина -  пример глубокой и созидательной любви к избранному делу. Он  написал десятки лирических мелодий к татарским песням. Их исполняют как именитые артисты, так и молодые певцы. 15 января заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан исполняется 90 лет.

О том, как он пришел в музыку, о первых шагах в композиторском искусстве и о рождении одной из самых его красивых песен «Эзләдем, бәгърем, сине» - мы поговорили с Сайяром Знатдиновичем в канун его юбилея. Разговор состоялся в доме композитора, у пианино, на котором он написал свои известные мелодии.  

 

Первый инструмент – картонная гармошка

- Как появилась в вашей судьбе музыка? Влияние родителей?

- Родители – музыкальные люди. Они очень любили петь. А папа даже на гармошке играл. Наш дом был гостеприимным, часто собирались соседи, друзья. Вместе пели народные татарские песни.

Но родители были простыми людьми. Я родился в деревне Суыксу Краснооктябрьского района Нижегородской области. Мама не работала, вела хозяйство, воспитывала детей - дочь и троих сыновей. Я старший.

В 1930 году отец уехал в Москву на заработки, через несколько лет забрал и нас. Он почти всю жизнь трудился на московском металлургическом заводе «Серп и молот».

- Вас отец научил играть на гармошке?

- Нет, он и сам плохо играл. Да и на работе весь день. Я был наблюдательным, звуки музыки меня завораживали. Сам научился. Не расставался с гармошкой с 3-4 лет. Сначала она была картонной, с нарисованными клавишами, а потом отец, видя мою увлеченность, стал подпускать к своей. В будущем мне это очень помогло. Хороший рояль был редкостью на гастролях, тогда в свои руки я брал аккордеон.

- Ваш инструмент все же фортепиано?

- Да. Научился играть на нем в музыкальной школе, учился там в годы войны. Успешно окончил ее по классу фортепиано. После школы поступил в музыкальное училище, играл на фаготе. Но ушел через год, не понравилось мне. Потому что там надо дуть и дуть, а дуешь не просто какие-то интересные вещи, а упражнения. Мне это быстро надоело. Я ушел в армию.

- Вы служили и на флоте, и в авиации. Как это получилось?

- Окончил курсы радистов морских. Тогда тенденция была - любовь к флоту.  Три года в Кёнигсберге руководил радиостанцией на корабле. Потом два года по направлению трудился в авиации педагогом по подготовке радистов.

 

Рождение композитора

- Когда появились ваши первые мелодии?

- Они с детства крутились в моей голове. Всегда, сколько себя помню, напевал что-то свое, а потом, получив музыкальную грамотность, начал и писать. Об этом знали и педагоги в музыкальной школе. На экзаменах они просили меня сыграть что-нибудь авторское. Очень много писал уже тогда.

Моя первая песня называется «Солдаты идут на стройку». Слова написал знакомый журналист Медхат Мухтасибов. Он сотрудничал с Домом звукозаписи. Собирая материал для радиопередачи, посвященной молодежи, идущей на стройку, поднимать целину, он предложил мне написать музыку к его тексту. Так родилась моя официально оформленная песня, она звучала по радио, и я даже получил гонорар за нее.

- Песня «Эзләдем, бәгърем, сине» — визитная карточка композитора Сайяра Хабибулина. Кому она посвящена?

-  Моей супруге Сание. Мы живем вместе уже 63 года. Столько же лет и этой песне.

Демобилизовавшись в 56-м году, меня потянуло к татарам. Ходили с ребятами в парк «Измайлово». Мне тогда очень хотелось создать песню на родном языке. Первой стала песня на стихотворение одного французского поэта. Мы с другом перевели его с русского на татарский, и я написал мелодию, которая впоследствии легла на слова «Эзләдем, бәгърем, сине».

А потом тот же Медхат Мухтасибов познакомил меня с замечательным татарским поэтом, живущим в Москве, – Ахмедом Ерикеевым. Эта мелодия ему очень понравилось. Он написал свой текст, и родилась песня «Эзләдем, бәгърем, сине», которую вы знаете.

Вдвоем с Ахмедом Ерикеевым мы ее сдавали в Дом звукозаписи. С нами в очереди в этот день сидел и композитор Алмаз Монасыпов. Он написал концерт для виолончели без оркестра. Председатель комиссии - композитор Борис Терентьев, когда мы вошли, встал и сказал: «Вот два татарина. Вот как надо писать! Просто, но зато как вкусно». Нам было очень приятно.

Кстати, песню мы представили с переводом на русский язык. Такие требования были. Для комиссии ее спела певица Зайтуна Шарафутдинова из Москонцерта: «Ты одна в моих мечтах», - куковала мне кукушечка, песню о любви своей...». Больше ее на русском не исполняли, я был против.

- А кто первым спел ее на татарском?

- Хотел ее предложить одной молодой певице из Казани. Узнав, что она приехала в Москву, отправился в гостиницу «Россия», где артистка остановилась. В холле встретил Ильхама Шакирова, мы были хорошо знакомы. Узнав, зачем я приехал, спросил: «А нет ли и для меня чего-нибудь?» И я показал ему эту песню. Она ему так понравилась: «Все, никому не показывай! Она моя!» И уволок.

Ильхам включил ее в свой репертуар, сделал аранжировку и записал с квартетом.

- Ее пели и поют многие артисты. В чьем исполнении она звучит лучше, на ваш взгляд?

- Ильхама Шакирова. Спел он блестяще. Проникся. Он пел так, как я хотел и чувствовал. Песня популярная была во всем Союзе. Действительно, кто только ее не пел. Одна народная артистка Башкирии даже на башкирском исполнила.

Она звучала увертюрой на радио «Азатлык». Ее пел и простой народ. Прихожу в гости, а там молодёжь поет эту песню. Я подпеваю. Не буду же кричать: «Моя песня!». Мне было приятно, что она так понравилась людям, стала родной.

 

У всех минорное, а у Хабибулина - мажорное

- С кем из татарских композиторов вы еще общались?

- Тесно общался и работал с Рустемом Яхиным. Он даже правил мои произведения. Не любил, сердился, когда при людях я к нему обращался «Рустемчик». В Казани всегда ночевал у него. У Яхина была хорошая квартира. В большой гостиной стояли рояль и два кресла, там я и спал на раскладушке. Как-то будит меня в восемь утра: «Сайяр! Твой концерт!» Радио включили, а там 45 минут моих вещей. «Молодец, очень хорошо. Ну как так? У нас у всех минорное, а у тебя мажорное?», - удивлялся он.

- А что это значит?

- Тенденция такая в татарской музыке - минорное звучание, грустное, а у меня мажорное. Хотя это очень сложно было сделать. Яхин говорил: «Надо же, какой у тебя мажор хороший».

Сайяр Хабибулин - талантливый, скромный и увлеченный человек. Много лет работал звукооператором на киностудии им. Горького, киностудии «Союзмультфильм», Центральном телевидение СССР. В 60-е годы под патронажем композитора Д.Шостаковича окончил двухгодичный семинар молодых композиторов. В этот период написал музыку к телеспектаклю «Неотосланные письма» (автор – Гадель Кутуй). Появились прекрасные песни «Сөясеңме, дип, ник сорыйсың», «Сагына, беләм», которые вошли в золотой фонд звукозаписи. Большую любовь слушателей снискали популярные песни «Татар теле» на стихи К.Нажми, «Гитара» на слова Г.Зайнашевой.

Много песен родилось на стихи Эльмиры Шарафутдиновой, Ахмеда Ерикеева, Рената Хариса.

Артист Москонцерта

С 1963 года Сайяр Хабибулин работал в Москонцерте аккомпаниатором. В этот период он создал эстрадный ансамбль «Хыял» («Мечта») и стал его художественным руководителем. С коллективом гастролировал в республиках Средней Азии, Казахстане, в городах Сибири и Урала, Дальнего Востока, Татарстана, Башкортостана.

- Как родился «Хыял»?

- Я мечтал создать татарский ансамбль при Москонцерте. Обратился к руководству - подготовленные музыканты и артисты были. Мне отказали. Я не сдался – записался на прием к руководителю Всесоюзного профсоюза. Объяснил, что в Москве проживают сотни тысяч татар, а нам не дают создать национальный коллектив. Это подействовало. Так родился «Хыял».

В коллективе работали 12 человек, нам даже выделили музыкантов, пусть и не самых лучших, аппаратуру. Основную режиссерскую работу вел Ильдар Шигапов, он ставил номера, учил нас танцевальным движениям. Потом в коллектив пришли Роза Хабибуллина и Наиля Фатехова.

Все концерты проходили с аншлагом. Билеты раскупали мгновенно, куда бы мы ни приехали. А ездили мы по всему Союзу. Помню, как после выступления в «Измайлово» шли неузнанными в толпе к метро – народ нес на плечах магнитофоны, откуда доносились наши песни, записанные на концерте. В Уфе дали подряд 19 концертов!

- Какие гастроли вам запомнились больше всего?

- Узбекистанские. Дворец культуры на 3-5 тысяч зрителей, расположенный на холме, был забит. Я вышел посмотреть перед началом концерта, как собирается публика, и был шокирован: по лестницам на холм плотным потоком поднимались люди.

В Узбекистане познакомился с семьей Альбины Шагимуратовой, был в гостях у ее родителей. Она, маленькая тогда совсем, сидела на моих коленях.

Теперь ее выступления по всему миру расписаны на годы вперед. Сопрано обалденное. Она прекрасный человек. Не забывает меня, приглашает на свои концерты в Москве. К сожалению, поработать вместе так и не удалось. Я бы для нее написал что-то особенное.

- Долго существовал ансамбль?

- С готовой программой начали выступать в 1985 году. В 1991 году я ушел из ансамбля, вскоре «Хыял» распался. Я просто устал, было тяжело. Не видел, как выросли мои дети. Все время на гастролях, помимо ансамбля я же и с другими артистами ездил.

 

Молодая душа композитора

- Сколько песен вы написали?

- Больше пятидесяти. Я никогда не гнался за количеством. У меня, в основном, лирика. Писал, когда возникали чувства. Бывает, читаешь стихи, и они нравятся настолько, что моментально рождается красивая мелодия. Так родился вальс на стихотворение Розы Шакировой «Былбылым».

Интересный случай: стихотворение Ахмеда Ерикеева «Бик күрәсем килә, күрәсем» вдохновило трех композиторов, каждый написал к нему свою музыку. Это Сара Садыкова, Рустем Яхин и я.

- Родители успели услышать вашу музыку?

- К счастью, да. Когда в Москве проходили концерты, отец ходил каждый день. Делал мне замечания, указывал на ошибки: не улыбнулся, не так встал и не поклонился. Я не обижался. Музыка ему моя нравилась. Гордился, что сын - артист. Но «Хыял» уже не увидел.

- Ваша супруга тоже музыкант?

- Сания - химик. Мы вместе уже много лет. У нее всегда было абсолютное доверие ко мне, в этом секрет нашего семейного благополучия. У нас замечательные дети - дочь Гюлен и сын Ильмар. И три чудесных внука. Гюлен преподает английский язык, сын программист. Внучка Дедар работает в студии Никиты Михалкова, Марьям – будущий ветеринар, совмещает учебу и работу. Саша – психолог, его тяжело поймать, ездит с рабочими поездками по всей России.

- Довольны ли вы тем, как сложилась ваша творческая жизнь?

- Очень сожалею, что в свое время не поступил в консерваторию. Мне всегда хотелось сделать большую программу - фортепьянный или скрипичный концерт с оркестром. Но не удалось.

Меня удивляет полное равнодушие современных артистов к авторским песням, к самим авторам. Недавно отправил одной певице две новые работы, не отвечает, звоню – тоже молчит. В силу своего возраста, я не могу ездить в Казань, встречаться с певцами, предлагать свою музыку.

Но я горжусь, что мои песни исполняли легендарные татарские артисты, некоторых из них, к сожалению, уже нет с нами. Это Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, Рафаэль Ильясов. Очень мне нравится, как их поют сейчас Идрис Газиев, Роза Хабибуллина, Ильгам Валиев, Алина Шарипжанова, Раяз Фасихов и многие другие.

Несмотря на серьезный возраст, душа у меня молодая, я продолжаю работать. И мое творчество пополняется новыми песнями и мелодиями. Ведь вся моя жизнь - в музыке.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International