Татарские страницы в истории Кремля

Кровь, как гласит поговорка, гуще воды и ярче чернил, а потому  неудивительно, что  во все времена монархи предпочитали скреплять политические союзы и договоренности узами кровного родства. Хорошо известно, что в жилах российских царей и императоров текла и византийская, и германская кровь. Но мало кто знает, что на саркофагах Архангельского собора Кремля — исторической усыпальнице великих русских князей и царей — начертаны и татарские имена.

Слово «татары» стало быстро распространяться в Европе со времён нашествия войск Чингиз-хана и его внука Бату (Батыя). Но тогда оно носило весьма расширительный характер, поскольку зачастую этим словом назывались и сами монголы, и подчинённые им племена. Но уже через три-четыре поколения состав монгольских войск подвергся значительным изменениям. Часть соплеменников Бату вернулись в родные азиатские просторы. А те, кто осел на новых землях в Восточной Европе, подвергся ассимиляции со стороны основного населения Улуса Джучи, получившего позже название «Золотой Орды». Это были кыпчаки (половцы), оказавшие сильное влияние на этнокультурный облик других тюркских племён, в том числе татар. Вскоре понятия «кыпчакский» и «татарский» стали почти синонимами, а затем татарское начало, в том числе и в языке, стало преобладающим в Золотой Орде.

И далеко не случайно, что Татарским стал называться двор ордынцев (он же Ханский, Посольский, Царёв Ордынский), существовавший на территории Московского Кремля, начиная с первой половины XIV века. Тогда ханом Золотой Орды был Мухаммад Узбек, а в Москве княжил Иван Калита. Здесь останавливались ханские послы, хотя мы не можем говорить об их постоянном присутствии в Москве. Видимо, поэтому у ордынцев не было необходимости содержать большой двор. И часть Татарского двора была уступлена церкви, а на этом месте был сооружён мужской Чудов монастырь.

Заслуживает внимания и такой факт, как прибытие в Москву в 1432 году посла Мансур-углана. Он был направлен золотоордынским ханом Улуг-Мухаммадом для возведения на великокняжеский трон Василия II, позже названного «Тёмным». Впервые эта церемония проходила в Кремле, в Успенском соборе, ранее московские государи ездили за ярлыками к ордынскому хану.

В 1480 году Москва избавилась от ордынской зависимости, а сама Золотая Орда ещё до этого стала распадаться на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское, Касимовское. Однако на этом русско-татарские отношения не прекратились. Ведь ещё начиная с XIV века, часть татар стала переходить на службу к московским и другим русским князьям.

Одним из их потомков был дворянин Митрофан Карачаров, которого великий князь Иван III послал за мастерами-строителями в Венецию в 1499 году. Московские послы набрали в Венеции группу нужных мастеров, и среди них оказался будущий строитель Архангельского собора – архитектор Алевиз Новый (предположительно, Альвизе Ламберти да Монтаньяна).

Обратный путь оказался весьма сложным. Сначала их задержали в Валахии на Балканах, а осенью 1502 года они оказались в Крыму. Здесь хан Менгли-Гирей привлёк их к дворцовым работам. Сохранился один из наиболее выразительных памятников, созданных Алевизом Новым. Это «Железные врата» или «Портал Алевиза», которые украшают ханский дворец в Бахчисарае. Тот самый, что воспел Пушкин в поэме «Бахчисарайский фонтан». И только осенью 1504 года посольство с венецианскими мастерами было отпущено в Москву. 

 ХУДАЙ-КУЛ

Зодчий Алевиз Новый за три года, в период с 1505 по 1508 гг., возвёл храм, считающийся наиболее ярким образцом искусства Ренессанса на Руси. Он органично вписался в ансамбль Соборной площади, став усыпальницей членов правящего дома.

Царские и великокняжеские саркофаги расположены по всему пространству  собора, а над ними у стен и колонн изображены на фресках лики усопших. Другие захоронения лишь обозначены, но сохранившиеся надписи позволяют установить их принадлежность. К этому типу относятся и два захоронения, связанные с событиями времён Казанского ханства. Присмотримся к ним.

На первом столпе слева сразу же от входа в собор обращает на себя внимание изображение фигуры первого московского удельного князя Даниила Александровича. А в нижней части этого столпа можно прочесть следующее: «В лето 7017 (1509) Марта в 13 день, преставися Царевич Петр, сын Ибреимов сына Маматякова, царя Казанского».

Речь идёт о Худай-Куле, сыне казанского хана Ибрагима и внуке хана Махмуда, который был приближен к московскому двору после смерти ближайших родственников. От своей первой жены Фатимы Ибрагим имел сыновей Ильгама, Малик-Тагира и Худай-Кула. После смерти хана трон унаследовал старший сын Ильгам. Но в 1487 году московские войска впервые взяли Казань, и ханская семья была пленена. Не тогда ли была привезена в Москву ханская «Казанская шапка», хранящаяся ныне в Оружейной палате Кремля? Хан Ильгам, его мать Фатима, жёны, сёстры и братья Малик-Тагил и Худай-Кул были сосланы в Вологду, где хан и скончался. Царица Фатима и царевич Малик-Тагир умерли в северном Карголоме, а сыновья Малик-Тагира, Тагировичи, были крещены под именами Василий и Фёдор, последний затем был наместником в Новгороде.

Царевич Худай-Кул (в переводе – «раб божий») был доставлен в Москву, и здесь его крестили под именем Петра Ибрагимовича. Это случилось в 1505 году, в год смерти Ивана III. Его 14-летняя дочь от второй жены, гречанки Софьи Палеолог, Евдокия Ивановна была выдана замуж на новоявленного царевича Петра. Венчание состоялось 25 января 1506 года в Успенском соборе Кремля. Великий князь не раз оставлял управление текущими государственными делами Петру, а перед походом на Псков в 1509 году составил завещание, согласно которому великокняжеский трон в случае смерти государя должен был перейти к царевичу Петру Ибрагимовичу.

Супруга Худай-Кула умерла, едва достигнув двадцати лет, и по традиции, её похоронили в усыпальнице великих и удельных княгинь Вознесенского монастыря в Кремле. А в 1523 году скончался и сам Пётр Ибрагимович, когда ему было, вероятно, лет 50-55, и можно только гадать о причинах его смерти. Возможно, такой претендент на великокняжеский трон из «пришлых» не слишком устраивал родовитых бояр.

Царевич Пётр Ибрагимович был похоронен согласно его чину в Архангельском соборе. У него остались одна или две дочери. Одна из его внучек была выдана замуж за бывшего касимовского хана Саин-Булата, известного по имени, полученному при крещении – Симеон Бекбулатович. Именно его Иван Грозный назначил при опричнине в 1575 году «великим князем всея Руси», инсценировав свою отставку и отведя себе роль «Иванца Московского».  

УТЯМЫШ-ГИРЕЙ

Взглянем на другой столп, стоящий справа сразу же при входе в Архангельский собор, и на нём видно изображение Александра Невского. Оставим в стороне события первых десятилетий XVI века и вспомним о Сююмбике, дочери ногайского бия Юсуфа. После смерти своего супруга Джан-Али красавица-вдова стала женой его преемника на ханском троне – Сафа-Гирея. От этого брака в 1546 году родился Утямыш-Гирей, провозглашённый после смерти своего отца казанским ханом. Ему было тогда всего три года, и в 1549-51 гг. за младенца правила его мать Сююмбике. Однако Казань уже была в агонии, и промосковская партия потребовала выдачи малолетнего хана и его матери, которых отправили в Москву. В начале 1553 года семилетнего Утямыша крестили в Чудовом монастыре, дав ему имя Александр Сафагиреевич, а царь «велел житии у себя в царском своём доме и повеле учити его грамоте». Утямыш прожил  всего 20 лет. Его тоже похоронили в Архангельском соборе, и над его захоронением сохранилась такая эпитафия: «В лето 7074 (1566) Июня в 11 день, на память святых апостолов Варфоломея и Варнавы, преставися Царь Казанский, а во крещении Александр Сафагиреевич, сын Царя Казанского».

Дата смерти Утямыш-Гирея послужила отправной точкой для специалистов по истории настенной росписи Архангельского собора. Дело в том, что соборные «портреты» начинаются с изображения Ивана Калиты и обрываются изображением младшего брата царя Грозного, Юрия Васильевича, умершего в конце 1563 года, то есть за два с половиной года до смерти Утямыш-Гирея. А изображения последнего в соборе уже нет. Отсюда и был сделан вывод, что первоначальная стенная роспись Архангельского собора была выполнена, скорее всего, в период 1564-65 гг., а переписана уже в следующем веке.

Однако в соборе есть изображение другого Петра – царевича Ордынского и чудотворца Ростовского. Он был, согласно преданию, племянником хана Берке и, следовательно, самого Батыя, брата Берке. Юный отрок бежал из Улуса Джучи и оказался в Ростове Великом, где принял крещение. Здесь, по церковной легенде, произошло чудо, когда перед спящим царевичем предстали святые апостолы Пётр и Павел. Они внушили ему, что он должен построить монастырь и указали место, где он может найти необходимое для этого «злато». Так оно и случилось, и царевич Ордынский стал одним из почитаемых святых. Большая фреска с изображением чудотворца Ростовского и святых апостолов размещается на нижнем ярусе северной стены собора.

Для новой росписи собора в 1653-66 гг. сюда были привлечены лучшие мастера из разных городов, работавшие под руководством известного иконописца Симона Ушакова. В их числе значился некто Яков Казанец. Но мы не знаем, являлся ли он русским иконописцем из Казани, или же это был крещёный татарин.

На территории Кремля закончился и земной путь последнего казанского хана – 30-летнего Ядыгар-Мухаммада, сына астраханского хана Касима. Прежде Ядыгар несколько лет находился на русской службе, а в 1552 году защищал Казань, став свидетелем её падения. Пленённый хан был доставлен в Москву, и здесь в начале 1553 года его крестили под именем Симеона Касаевича. А Иван Грозный «царя Симеона пожаловал… и учинил его не так, как пленных держат, как царя и царского сына». «На кормление» ему был выделен подмосковный город Звенигород с прилегающими землями, который до него отдавался другим казанским и астраханским ханам и царевичам. Ядыгар-Мухаммад умер 26 августа 1565 года и был похоронен в Благовещенском храме Чудова монастыря.

О татарских следах на территории Московского Кремля можно рассказать гораздо больше. Изучение архивных материалов и материальных памятников продолжается по сей день. 

Гамэр БАУТДИНОВ 

Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 09:34

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International